Автостоп, он же хитч-хайкинг, возник в Америке в 30-е годы ХХ века. Субкультура образовалась на волне всеобщего помешательства на автомобилях, популяризоваться ей помогло и то, что в Америке того времени общественный транспорт был совсем не развит. Своего пика движение достигло в 60-е – 70-е годы, а на постсоветском пространстве популяризировалось после развала СССР. Хотя и при Союзе такое понятие, как автостоп, существовало, при этом признавалось на государственном уровне (Как путешествовали автостопом рожденные в СССР). 

И автостопщик, и водитель получают от процесса взаимную выгоду: первого довозят до нужного места бесплатно, второй получает свою порцию общения.


США. Сейчас движение немного поутихло, а образы хитч-хайкеров до сих пор то и дело эксплуатируют рекламщики. Американский автостоп порой бывает долгим, однако само по себе действо уже любопытно, особенно с учетом истории и того, как его романтизировали в свое время хиппи. Стоит учитывать, что в некоторых штатах стопить запрещает закон, но многие его обходят и успешно совершают трип, скажем, из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Некоторые тру-стоперы даже зарабатывают деньги на хитч-хайкинге. Они чистят траки дальнобойщикам, за что могут заработать сто долларов за раз. Кажется, в США можно стопить только из-за таких персонажей. Останавливать попутки можно на Rest Stop, на больших бензозаправках – там останавливаются тракеры, и на хайвеях у выезда из города. С собой лучше брать табличку, на которой указано название пункта назначения.


Россия. Автостоп в России был особенно развит в 90-е: люди катались из Москвы в Питер и обратно, а еще в Сибирь, Дальний Восток и на Байкал. Сейчас это не так популярно (хотя, зависимо с какой стороны посмотреть - наличие нескольких масштабных школ и клубов автостопа свидетельствует об обратном: Клубы и real-time тусовки любителей путешествий автостопом. Начало), зато за дело активно взялись те хитч-хайкеры, которые ездят автостопом до Юго-Восточной Азии. Сначала они едут на попутках по России, а потом через Китай добираются дальше. Ездят автостоперы через Россию и в Европу или, скажем, на отдых в Крым, по советской традиции. К тому же, для таких путешествий можно не заморачиваться с визой. Если кому интересно, вот паблик моего знакомого матёрого автостопщика Владимира Переседова.


Польша. Автостоп в Польше тоже развит достаточно неплохо. Наверное, дело в том, что через эту страну ездят много русских стоперов в Европу, и сказывается близость и похожесть народов и культур. В Польше действует общеевропейский принцип автостопа. Легче всего голосовать с табличкой на больших заправках или просить о помощи самих водителей. Опытные стоперы говорят что в Польше, как и во многих странах Европы, по субботам на дорогах наступает затишье, и уехать куда-то становится сложнее. В этой стране бывшего соцлагеря у водителей, кажется, остались принципы советского мышления: они без проблем могут подвозить путешествующих автостопом совершенно бесплатно.


Германия. Автостоп по Германии считается одним из лучших в мире. Пик движения был здесь лет 20 назад – говорят, были даже очереди из нескольких десятков хитч-хайкеров. Всех быстро подбирали, и никто не был в накладе. Сейчас очередей из стоперов в Германии нет, зато есть «приученные» к автостопу водители. Стопить здесь, как и везде, удобнее с табличкой, а при себе желательно иметь карту. Путешествующим по Германии автостопом надо знать, что не везде на автобанах можно ловить попутки. Машины там едут очень быстро и просто не смогут вовремя и безопасно остановиться. Hа автобанах лучший выход – стопить на бензозаправках, паркингах и въездах или выездах из города, но опять же, не на всех. На остальных трассах можно голосовать везде, где машинам разрешена остановка.


Франция. Франция – еще одна популярная для автостоперов страна. Голосовать тут можно на обочинах скоростных трасс (autoroutes) и участках дорог, где машинам разрешено останавливаться. Если полицейский увидит хитч-хайкеров в неположенном месте, он может их просто-напросто прогнать. Ловить попутки во Франции удобно на перекрестках, выездах из городов и конечных остановках автобусов. Хитч-хайкерам во Франции надо знать: лучше путешествовать по большим трассам route nationale и не сворачивать на route départementale, конечно, если у вас не вагон времени. Пик популярности автостоп во Франции пережил лет сорок назад.


Турция. На Ближнем Востоке к стоперам относятся как к дорогим гостям, хотя порой даже не знают и такого слова и явления, как хитч-хайкинг. Автостоперы рассказывают, что однажды, остановившись в доме у турков, испытали на себе все прелести местного гостеприимства. Хозяева даже поставили их обувь в сервант (!!), хотя сами вообще разуваются за порогом. Что может осложнить путешествие по этой стране сейчас, так это беспорядки. Особенно заметны они в крупных и интересных туристам городах, например, в Стамбуле и Анкаре, но в курортных зонах и маленьких городках ничего такого нет. Питаться здесь можно дёшево и вкусно (супермаркеты и базары). Стоп в Турции очень хороший: стоять приходится максимум полчаса, а из двух машин, как говорят знающие автостопщики, хоть одна но остановится.


Китай. Перевалочный пункт для российских хитч-хайкеров, едущих с Родины в путешествие по Юго-Восточной Азии. Или же отдельный пункт для особо экстремальных стоперов. Страна большая и интересная, привлекает много туристов, однако сам автостоп тут интересен многими факторами. Кто-то назовет это сложностями, но для всех остальных это будет только частью авантюры. Люди здесь в принципе с трудом понимают, что такое автостоп. Китайцы очень любят помогать туристам, однако делают это по-своему. Если вы попросите подвезти вас на попутке, водитель может начать давать вам денег на автобус. Или вообще вызовет полицию, чтобы копы помогли белым людям. В путешествие автостопом по Китаю надо брать с собой табличку, где иероглифами будет написано, что вы хотите ехать в попутном направлении и бесплатно (слова «автостоп» в китайском языке нет). По степени плотности населения китайские провинции делятся на 4 группы. Первая – самая густонаселенная (Хэбей, Шаньдун), а четвертая – самая пустынная (Тибет). Автостоп в первом случае будет полон шума, гама, в нем не будет спокойствия и пейзажей, в отличие от малонаселенных провинций, где будет вдоволь красот, однако машину поймать катастрофически сложно. Лучше всего для этого выбирать регионы под условным третьим номером: умопомрачительно красивый Юннань с его чайными плантациями и граничащий с Забайкальем Хэйлунцзян.


Индия. Автостоп в этой стране хоть и не так комфортен (некоторые индийцы все-таки не теряют надежды содрать денег с белых людей), но все равно популярен. Конечно, ему составляют реальную конкренцию дешевый общественный транспорт и развитая сеть железных дорог. Полуторачасовая поездка на автобусе может стоить полдоллара, цены на поезд тоже сопоставимые. Однако все равно находятся люди, стопящие проходящий мимо транспорт. Ездят повсюду: и в переполненном туристами Гоа, и на юге, в Керале и Карнатаке, на востоке и севере страны. Бывалые путешественники говорят, что в Индии стопить удобнее ночью: во-первых, нет изнуряющей жары, во-вторых, все фуры ходят в основном только в темное время суток. Удобно в Индии быть хитч-хайкером еще и потому, что места здесь много (конечно, не в городах) и везде можно поставить палатку, вписаться к каучсерферам или в крайнем случае снять трех- или пятидолларовый гестхаус.


Таиланд. Тайский автостоп туристы называют раем во всей Юго-Восточной Азии. Водители здесь останавливаются охотно, часто и в большом количестве. Зачастую можно проехать даже 100 км на одной машине, но среднее расстояние – 20-50 км. Тайцы-водители денег не берут - то, что вы едете автостопом, понимают сразу. Много там и водителей-фарангов (то есть, иностранцев с белым цветом кожи), которые с удовольствием подберут хитч-хайкеров. Стоперы говорят, что автостопом в этой стране порой добираться даже быстрее, чем на общественном транспорте. Стопить можно на любой крупной трассе, а ждать транспорта не придется долго. На форумах подавляющее большинство отзывов хитч-хайкереров об автостопе в Таиланде только положительные. Тайцы любят покупать пикапы и грузить их промышленным барахлом – на эти кучи железа они с удовольствием сажают фарангов. Некоторые стоперы говорят, что хитч-хайкинг в Таиланде гораздо более легок, чем в Европе.


Камбоджа. Еще одна популярная страна у автостоперов. Находится она на Banana Pancake Trail – условном маршруте, популярном у бэкпекеров, который начинается в индийском Гоа и заканчивается во вьетнамском Ханое. Берут водители хитч-хайкеров охотно, только не всегда понимают, как у белых людей не может быть денег. С английским в Камбодже сложно: местные хоть и знают язык, но говорят на нем по-своему, а европейский и американский акцент понимают с трудом. Чтобы не было недопонимания и водитель не ждал от вас денег, можно написать большими буквами табличку “No Money. $0”. Голосовать можно и нужно на больших трассах, ведущих в города. Остановиться можно с палаткой (места много), в крайнем случае – снять гестхаус. Цены в Камбодже одни из самых низких в Юго-Восточной Азии.