Одна из самых опасных ловушек, на которую попадаются путешественники — звезды в отелях. У нас люди почему-то считают, что звезды отображают уровень отеля. "Я купил на неделю 5 звезд в Хургаде всего за 300 баксов", — хвастается один турист другому. Потом он вернется из отпуска и будет долго удивляться, что за помойку ему подсунули, ведь он ожидал там увидеть “5 звезд!”, а не клоповник с видом на стройку. 

Тема со звездами сложная, они действительно есть в некоторых странах, а в других о звездах ничего не знают. Например, если вы в США скажете, что ищете “хороший отель 3 звезды”, то вас, скорее всего, не поймут. Так как в США “3*” может означать рейтинг отеля по отзывам постояльцев, и 3* — это совсем не хороший отель. Запомните, во всем мире используются разные системы, нет никаких “звезд”. Точнее, они есть, но чаще всего их ценность примерно как у медалей на грудях ряженых казаков. Давайте разберемся.

Как ни странно, пионерами гостиничных классификаций стали автомобилисты. Вот как это вышло.

В 1905 году в Великобритании была образована Автомобильная Ассоциация. Ее члены ездили по городам (на велосипедах, кстати), изучали состояние дорог, устанавливали в опасных местах предупреждающие знаки, а также занялись составлением специального гида (вышел в 1909-м). Кроме адресов ремонтных мастерских и контактов автомехаников, он включал также список из примерно тысячи гостиниц с кратким описанием. Такой гид оказался очень удобным и популярным, все больше отелей хотели в него попасть, и составителям очень не хватало объективных критериев оценки. В 1912 году секретарь Ассоциации Стенсон-Кук предложил свое решение: раньше он занимался продажей вина и алкогольных напитков и подумал, что пятизвездочную систему оценки качества бренди можно использовать и для гостиниц. Так, “достойный, приличный отель для среднего класса” соответствовал трем звездам. Уже в 1913 году вышел новый гид, в нем были 1375 отелей, из которых только 20 получили пять звезд. С тех пор в Великобритании действует такая система. Кроме того, есть еще отели класса 5+, повышенной категории. 

Традиции британской автомобильной ассоциации переняла американская: в 1937 году ее представители начали инспектировать рестораны и отели. Они присваивали им звания — от “хорошо” до “потрясающе”, а в 1977-м была введена система с бриллиантами (от одного до пяти). Конкуренцию Американской автомобильной ассоциации составляет гид Forbes Travel: первый выпуск появился в 1958 году и включал в себя отели только пяти штатов. Интересно, что его спонсировала компания Mobil, которая занимается добычей нефти, а также владеет сетью автомоек и автосервисов. Анонимные инспекторы присваивают гостиницам следующие категории: 5 звезд, 4 звезды и “рекомендованная”. 

Надо понимать, что критерии везде разные. Так, английская система предполагает, что в пятизвездочном отеле гостя приветствуют у входа, ресторан предлагает блюда высокого качества, есть винная карта, доступно обслуживание на разных языках. Американская ассоциация дает более расплывчатое определение: “Пять звёзд — оценка гостиниц, наиболее близких к идеалу роскоши и изысканности. Все номера — первого класса, их обстановка исключительна во всех отношениях. Такие заведения гордятся своим внимательным обслуживанием и всегда стремятся превзойти любые ожидания гостя, сохраняя при этом высочайшие стандарты качества. Свой вклад в поддержание неповторимого уровня комфорта вносит большое количество дополнительных услуг и индивидуальный подход к клиенту”.

В Европе и Турции сейчас действует единая сеть Hotelstars. Она была создана гостиничными ассоциациями, в ее основе — немецкая система: 5 звезд, а также категория S — superior (повышенной комфортности). Получаются десять категорий: 1 звезда, 1+ звезда и так далее. При этом в каждой стране есть еще и свои, государственные стандарты. В общем, полная неразбериха. В Финляндии официального рейтинга отелей нет, но звезды у отелей — есть. Они пользуются системой Hotelstars или придумывают собственную.

В Италии оценкой отелей занимается администрация регионов, поэтому в Абруццо вы получите совсем не тот же набор услуг, как, например, на Сицилии. Критерии схожи, но не идентичны. Если говорить в целом, в отелях с 1-2 звездами необязательно должна быть отдельная ванная, достаточно одной на 3 номера (или 6 гостей), нет завтрака и кондиционера (зато отопление обязательно). Часто отели располагаются в старинных зданиях, где нет места для отдельного лобби и маленькие комнаты, нет возможности провести лифт. Обстановка может быть роскошной, но такой отель все равно не получит 4 или 5 звезд. Верно и обратное: пятизвездочный отель в Италии может неприятно удивить тех, кто привык к идеальному сервису и огромным номерам.

Во Франции до недавнего времени отели получали от одной до четырех звезд, в 2012 году появилась пятая категория. Ее получают отели, которые не только соответствуют всем обязательным критериям, но и превосходят их: например, гостиничный ресторан получил звезду Мишлен. При этом многие французские отели вообще не проходят процедуру оценки, предпочитая не иметь звезд и привлекать клиентов известностью и репутацией. 

В СССР гостиницы делились на разряды. Вот выдержка из “Положения об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям” от 14 февраля 1952 года:

1. К первому разряду гостиниц относятся гостиницы, имеющие водопровод, канализацию, центральное отопление и снабжающиеся горячей водой, телефонную связь, ресторан и парикмахерскую.
Номера, гостиные, вестибюли гостиниц должны быть хорошо меблированы и надлежаще оформлены.
2. Ко второму разряду гостиниц относятся гостиницы, оборудованные водопроводом, канализацией, центральным отоплением и телефоном и имеющие ванны или души общего пользования, ресторан или буфет.
3. К третьему разряду гостиниц относятся гостиницы, имеющие водопровод и канализацию.
4. К четвертому разряду гостиниц относятся гостиницы типа общежитий, дома для приезжающих при предприятиях, учреждениях и строительствах и дома колхозника.

В 1970-х годах была принята новая классификации из семи разрядов (люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый). После распада СССР мы перешли на более привычную систему звезд. В России процедура классификации добровольная, к 2011 году ее прошли только 400 гостиниц. К Олимпиаде-2014 был принят закон, по которому сертифицировались отели в Сочи (таково было требование МОКа). То же самое касается регионов, которые принимают Чемпионат мира по футболу в 2018 году. В остальном царит полный хаос. Разговоры об обязательной сертификации ведутся постоянно, например, 4 февраля об этом заговорил глава Ростуризма. 

Отдельную категорию составляют шести- и семизвездочные отели. В основном они расположены на Ближнем Востоке, есть также один в Италии (Town House Galleria), в Китае (Pangu Hotel). На самом деле, это скорее маркетинговый ход, чем реальный показатель. Нефтяники из Залива вообще стремятся во всем продемонстрировать свое превосходство: строят самые высокие в мире башни, насыпают острова, теперь вот и семизвездочные отели придумали. В Италии, как я уже сказал, классификация ограничивается пятью звездами, так что семь звезд у отеля в Милане появились просто потому, что его владельцы активно били себя пяткой в грудь. В 2008 году ходили разговоры о том, что в Бейруте собираются построить десятизвездочный отель. Правда, потом началась Арабская весна, война в Сирии, и разговоры про него как-то затихли.

Что мы имеем сейчас? Отели в большинстве стран рисуют себе звезды, руководствуясь исключительно наглостью и жадностью владельцев. Ориентироваться при выборе отеля на “звезды” глупо.

Кроме того, есть еще один стереотип, что существуют “5-звездочные сети отелей”. Это не так. Тот же Шератон или Интерконтиненталь в одном городе может быть роскошным отелем, а в соседнем — старым пыльным санаторием.

Лучше всего при выборе отеля ориентироваться на цену и на отзывы постояльцев. Как не существует хорошего вина за 10 долларов, так и не существует хорошего отеля за 50 долларов.

Источник